Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что правовой институт УЭО содержит идеи взаимовыгодного сотрудничества таможенных органов и бизнеса. Данные идеи базируются на механизме предоставления бизнесу специальных упрощений в обмен на определенные обязательства перед таможней, а также предоставления информации в таможенные органы. Взаимовыгодное сотрудничество дополняется и другими элементами, необходимыми как для общества, так и государства в целом: безопасность международной цепи поставок товаров и взаимного признания административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования уполномоченных экономических операторов.
Для достижения поставленной цели в работе выполняются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и признаки деятельности уполномоченных экономических операторов.
2. Рассмотреть особенности административной ответственности уполномоченных экономических операторов.
3. Разработать практические рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования уполномоченных экономических операторов
Объектом исследования деятельность уполномоченных экономических операторов. Предметом исследования является правовое регулирование уполномоченных экономических операторов.
Методология исследования. Для реализации поставленной цели и определенных задач в работе использовался метод сравнительного анализа, при обращении к которому применялись данные, полученные при анализе нормативно-правовой базы с обращение к специальным методам, в частности, к сравнительно-правовому методу, а также общенаучным методам.
1. Теоретико-методологические основы формирования деятельности уполномоченных экономических операторов
1.1. Правовое регулирование деятельности уполномоченных экономических операторов
Таможенный кодекс ЕАЭС изменил подход к представлению предварительной информации, к проведению таможенных процедур (в новый кодекс перенесены все процедуры, включая процедуру свободного склада и свободной таможенной зоны), порядок, формы и сроки проведения таможенного контроля.
Согласно положению о Федеральной таможенной службе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 № 809, ФТС России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет закреплённые за ним функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений (далее - АП), отнесенных к компетенции УЭО Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
Способность поддерживать выполнение указанных выше государственных функций на высоком уровне напрямую зависит от качества регулирования административно - правовой сферы. Правоохранительные функции УЭО представляют особый интерес, как для общества, так и для государства, учитывая масштабность экономической составляющей деятельности ФТС России. В особенности с тем, что важной функциональной задачей УЭО является обеспечение состояния защищенности и стабильности экономики России, которое достигается, в том числе и правоохранительными мерами административного воздействия на физических и юридических лиц.
Согласно статьи 18 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одним из критериев оценки качества работы УЭО Российской Федерации является эффективность противодействия преступлениям и АП в сфере таможенного дела .
Несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательств, количество АП остается значительным. Таможенная статистика АП, совершаемых в Российской Федерации, имеет стабильно высокую цифру возбуждаемых дел об АП, что демонстрирует систематичность совершения нарушений таможенных правил как физических, так и юридических лиц .
В превалирующем большинстве случаев таможенные органы привлекают к административной ответственности по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров физическими и юридическими лицами, что формирует негативную тенденцию по сбору таможенных платежей и занижение их стоимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 ТК ЕАЭС таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению УЭО в соответствии с законодательством государств-членов.
Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов.
Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств- членов.
Виды (составы) преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности устанавливаются законодательством государств-членов с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза.
Правовая помощь и взаимодействие УЭО по уголовным делам и делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами государств- членов с третьей стороной .
Административная ответственность в области таможенного дела понимается как предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций) .
В Российской Федерации основным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность за нарушения таможенных правил, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП), регулирующий отношения согласно нормам 16 главы КоАП по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших АП в области таможенного дела .
Правовой базис формирует структуру административной ответственности, которая должна состоять из нижеперечисленных параметров:
основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);
правовые условия привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил и условия ее исключающие;
субъекты, привлекаемые к административной ответственности;
меры административного принуждения и наказания (санкции).
Под юридическим основанием административной ответственности понимается факт наличия ее нормативного закрепления в законодательстве за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием юридической ответственности является само событие совершения конкретного правонарушения физическим/юридическим лицом, за которое наступает административная ответственность.
Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления, уполномоченным должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны друг с другом, и отсутствие любого из вышеперечисленного основания исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности .
Административная ответственность подразумевает собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в сфере таможенного дела. Так как в современном мире количество совершаемых административных правонарушений не располагает к тенденции сокращения, то и меры административной ответственности должны применяться с большей эффективностью к вновь возникающим обстоятельствам для их незамедлительного сокращения .
Как на теоретическом уровне, так и в правоприменительной практике УЭО нередко возникают проблемные вопросы, решение которых зависит от стремления устранять пробелы в правовом регулировании возбуждения дел об административных правонарушениях.
Подводя итог вышесказанному, под административной ответственностью в области таможенного дела понимается закрепленная законодательством Российской Федерации правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования, связанная с применением к виновным лицам мер
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативные правовые акты
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11.04.2018 г. - М.: Проспект, 2018.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
2. Монографии, учебники
4. Андриашин Х. А. Таможенное право / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов. - М.: Юстицинформ, 2016. - 264 c.
5. Бакаева О.Ю. Конспект лекций по таможенному праву. - М.: Юнити, 2012. - 112 с
6. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 3-е изд. – М. : НОРМА, 2014. – 599 с.
7. Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебник. - М.: Эксмо, 2013. - 445 с.
8. Берков Е.А., Галанжи Е. Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. - М.: ЮНИТИ, 2012.- 436 с.
9. Гречкина О.В. Таможенные процедуры как разновидность административных процедур // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: Сб. докладов Международной научно-практической конференции, секций административного права, финансового права, конкурентного права, информационного права. Москва: Проспект, 2016 – 145 с.
10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право. – М.: Дашков и К, 2012.- 245 с.
11. Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т.Грис, А.И.Леусский, Е.С.Лозовская. – Спб.: Питер, 2014. - 982 с.
12. Гренев, Н.Н. Управление финансами / Н.Н. Гренев // Финансы и статистка. – 2016. – 496 с.
13. Донцова, Л.В. Анализ рисков / Н.А. Никифорова. – М.: Дело-Сервис. 2014. – 324 с.
3. Научные статьи
14. Актонян, Л. Роль и место риск-менеджмента в управлении компанией / Л. Актонян // Общество и экономика. – 2014. - №2. – С. 100-114
15. Батурина, Н.А. Риски как элемент антикризисного управления: обоснование процессов исследования. / Н.А. Батурина // Справочник экономиста. – 2015. - №7. – С.22-28
16. Батчиков С.А. Некоторые соображения в связи с актуализацией сюжета «Россия и ВТО» // Российский экономический журнал. – 2017. - №11-12. – С. 3-15.
17. Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» // «МЭиМО». – 2014. - №15. – С.2-5.
18. Батчиков С.А. Некоторые соображения в связи с актуализацией сюжета «Россия и ВТО» // Российский экономический журнал. – 2014. - №11-12. – С. 3-15.
19. Бекетов Н.В., Извольская Е.А. Экономическая политика и проблемы интеграции Дальневосточного региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №15. - С. 10-17.
20. Бобылев Ю. Внешнеторговые аспекты рыбного хозяйства России // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. - №5. – С. 54-62.
21. Зубaч А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров / Зубaч А. В. и д.р.; под общ.ред. А. В. Зубaч. – М.: Издательство Юрaйт, 2016. – 145 с.
22. Официальный сайт ФТС России – [Электронный ресурс] / – Москва, 2017. – URL: http: // www.customs.ru/.
23. Кобзарь-Фролова М.Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние /// Финансовое право. - 2015. - № 5. – 125 с.
24. Капустина, Н.В. Новая методика оценки рисков / Н.В. Капустина // Менеджмент в России и зарубежом. – 2015. - №4. – С. 99-101
25. Лукасевич, И.В. Принципы управления финансовым риском / И.В. Лукасевич // Промышленный маркетинг. – 2015. - №5. – С. 38-41
26. Лусников, А. Как снизить финансовые риски / А. Лусников // Директор-Инфо. – 2015. - №5. – С.18-22
27. Лусников, А. Как снизить финансовые риски / А. Лусников // Директор-Инфо. – 2015. - № 5-6. - С. 32-35
28. Погодина Н.А.. Таможенное регулирование частных и публичных интересов при производстве таможенного контроля (на примере системы управления рисками): статья – «Право и экономика», 2015. – С. 10
29. Лодыженский К. Н. История русского таможенного тарифа / К.Н. Лодыженский. - М.: Социум, 2017. - 432 c.
30. Миляков Н. В. Таможенная пошлина / Н.В. Миляков. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 256 c.
31. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. - М.: Юрайт, 2016. - 408 с.
32. Никифоров М.В. Административные процедуры: Учебное пособие. - Н. Новгород, 2016. - 90 с.
33. Плугина, Г.И. Учет и оценка рисков на этапе принятия решения / Г.И. Плугина // Вестник СевКавКГТУ. – 2015. - №3. - С. 15-25.
34. Ситдиков А.Т. Административная ответственность в области таможенного дела: некоторые вопросы теории и практики. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). https://nauchforum.ru/journal/stud/2/18733 (дата обращения: 09.05.2018).
35. Ступников А.А. Административно-правовое регулирование таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 247 с.
36. Таможенное регулирование в рамках ЕАЭС / Под общ. ред. В.А. Шамахова Ю.А. Кожанкова. М.: СофтИздат, 2017. С. 550.
37. Тимошенко, И. В. Таможенное право / И.В. Тимошенко. - М.: Феникс, 2016. - 464 c.
38. Халипов С. В. Таможенное право / С.В. Халипов. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2017. - 464 c.
39. Хохлов В.В. Государственное управление / В.В. Хохлов // Менеджмент в России и зарубежом. – 2015. - №7. – С.55-58
40. Яковлева, И.Н. Оценка финансовых рисков / И.Н. Яковлева // Справочник экономиста. – 2014. - №7. – С.14-19.
4.Судебная практика
41. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2017 по делу № А52-221/2016
42. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента РФ от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305 и от 30.06.2017 № 293»
43. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по судебному делу № А56-7332/2017
44. Решение Арбитражного суда по судебному делу № А56-89146/2016
45. Решение Арбитражного суда по делу № А56-62378/2016
46. Судебное дело № А56-6077/2017